Меню

ОРКСЭ

 

Система духовно-нравственного развития
 и воспитания включает:

 

- Концептуальные идеи, лежащие в основе современного процесса воспитания обучающихся в ОУ

 

- Содержательное наполнение этих процессов в соответствии с нормативно-правовой базой (федеральный, региональный, муниципальные уровни и уровень ОУ)

 

- Технологический компонент как способ осуществления процесса воспитания

 

- Организационно-управленческий компонент как инструмент достижения поставленных целей

 

 Национальный
воспитательный идеал 

 

Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа РФ

 

Цели и задачи духовно-нравственного
 развития и воспитания

 

•Цель: социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России

 

•В концепции развития и воспитания обучающихся заданы следующими сферами:

 

•Сферой  личностного развития (наличие собственной самостоятельной позиции)

 

•Сферой общественных отношений (готовность к активной общественной деятельности)

 

•Сферой государственных отношений (способность быть гражданином РФ)

 

 

 

Базовые национальные
 ценности

 

•Патриотизм
•Социальная солидарность
•Гражданственность
•Семья
•Труд и творчество
•Наука
•Традиционные российские религии
•Искусство и литература
•Природа
•Человечество
 

 

 

Для решения поставленных задач с   1 сентября 2012  года  во всех общеобразовательных учреждениях России учащиеся 4-х классов начали изучать курс «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ).

 

ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) — учебный предмет, включённый Министерством образования и науки Российской Федерации в школьную программу в качестве федерального компонента во всех регионах с 2012 года.

 

Предмет включает 6 модулей:

 

«Основы православной культуры»

 

«Основы исламской культуры»

 

«Основы буддийской культуры»

 

«Основы иудейской культуры»

 

«Основы мировых религиозных культур»

 

«Основы светской этики»

Основы религиозных культур и светской этики – это такой же обязательный предмет, как русский язык, литературное чтение или математика.

  

 

Изучение Основ религиозных культур и светской этики направлено на достижение следующих целей:

 

  • развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
  • знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; осознание ценности человеческой жизни;
  • воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести.

 

Задачи учебного курса ОРКСЭ:

 

  • знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
  • развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
  • обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
  • развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

 

При преподавании курса ОРКСЭ предполагается безотметочная система оценки. Оценка результатов образования детей по модулям предусмотрена в основном в рамках последнего, завершающего раздела курса, в форме индивидуальных и коллективных творческих работ учащихся и их обсуждения в классе.

Выбор 4-го класса для преподавания курса ОРКСЭ обусловлен несколькими причинами:

социально-психологические особенности обучающихся данного возраста (бесконфликтность, мягкость, доброта, сопереживание) созвучны содержанию курса ОРКСЭ;

 

к 4-му классу, как правило, установлены доверительные взаимоотношения между учителем начальной школы, обучающимися и их родителями, что способствует эффективности усвоения курса ОРКСЭ;

 

в 4-м классе отсутствует дополнительная умственная и эмоциональная нагрузка, вызванная увеличением количества изучаемых предметов на второй ступени обучения, сменой педагогов и другими факторами.

Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.

 

 Основные особенности:

Преподают данный курс в школе  светские педагоги;

Курс имеет не вероучительный, а культурологический характер;

Содержание всех модулей комплексного учебного курса подчинено общей цели – воспитанию личности гражданина России посредством приобщения его к нравственным и мировоззренческим ценностям.

Содержание всех модулей группируется вокруг трёх базовых национальных ценностей: 1) Отечество, 2) семья и 3) культурная традиция. На этих базовых ценностях будет осуществляться воспитание детей в рамках нового курса.

Новый курс организован таким образом, что школьники, выбравшие для систематического изучения определённый модуль, получат общие представления и о содержании других модулей;

Предусматривается, что на нескольких последних уроках учащиеся одного класса будут работать вместе. На этих уроках они будут представлять свои индивидуальные и коллективные творческие работы по итогам изучения того или иного модуля;

 

Основные документы Федерального
уровня по духовно-нравственному
воспитанию

 

1.Утверждение ФГОС начального общего образования приказом Министерством образования и науки № 373 от 6 октября 2009 г.

 

2.Послания Президента Федеральному собранию Российской Федерации, поднимающие проблему нравственного воспитания в нашей стране

 

3.Опубликование «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»
 
Основные документы регионального уровня
 
1. Письмо об организации работы по выбору модуля в рамках учебного курса ОРКСЭ (от 14.02.2012 № 316-01-52412/12) 
 
2. Письмо об особенностях введения учебного курса ОРКСЭ в 2012-2013 учебном году (04.05.2012 № 316-01-52-1474/12)
 
 
 
 
Основные документы Муниципального уровня
 
1. Письмо о введении комплексного учебного курса ОРКСЭ
   
 
 
2. План введения курса ОРКСЭ в Володарском муниципальном районе