Меню

ФГОС

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. 

 

Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают:

  • единство образовательного пространства Российской Федерации;
  • преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.

 

Федеральными государственными образовательными стандартами устанавливаются сроки получения общего образования и профессионального образования с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий обучающихся.

 

Нормативно-правовая база введения ФГОС НОО:

 

Федеральный уровень

  • Конституция РФ. Статья 43. П. 1, 5.
  • Федеральный Закон «Об образовании». Статьи 7, 9, 14, 29.
  • Федеральный закон от 1 декабря 2007 года N 309-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта".
  • Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». Утверждена Президентом РФ 04.02.2010.
  • Постановление  Правительства РФ от 24.02.2009 г. N 142 «Об утверждении Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов».
  • Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 г. № 15785).
  • Приказ Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 № 761н «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»».
  • Приказ № 209 от 24 марта 2010 г.  (Зарегистрирован Минюстом России 26 апреля 2010 г. регистрационный N 16999)  «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений».
  • Приказ от 26.11.2010 N 1241 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373".

Региональный уровень

  • План  реализации национальной  образовательной инициативы "Наша новая школа" на период  2010 – 2015 годов. Утвержден распоряжением Правительства Нижегородской области от 21 июля 2010 года № 1445-р.
  • Приказ от 11.02.2010 N 119 "Об утверждении плана мероприятий по внедрению Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования".  
  • Приказ  от  15.03.2010 г.  N 224 "О базисном учебном плане общеобразовательных учреждений Нижегородской области на переходный период".
  • Приказ министерства образования Нижегородской области от 27.02.2010 № 180 «О создании рабочей группы по переходу на федеральные государственные стандарты второго поколения».
  • Приказ министерства образования Нижегородской области от 18.08.2010 № 954 «О внесении изменений в приказ от 27.02.2010 № 180».
  • План мероприятий по обеспечению внедрения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – ФГОС НОО) в общеобразовательных учреждениях Нижегородской области. Приложение к приказу министерства образования Нижегородской области от  17.09.2010 № 1065
  • Письмо министерства образования Нижегородской области от 14.10.2010 № 316-01-52-3958 «Об организации работы по переходу на федеральные государственные образовательные стандарты общего образования».

Муниципальный уровень

  • Положение о районном совете по сопровождению введения федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования в системе образования Володарского муниципального районаутверждено приказом Управления образования от 1.02.2011 г. №35а.
  • Положение о рабочей группе по обеспечению перехода на федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования в системе образования Володарского муниципального районаутверждено приказом Управления образования от 1.02.2011 г. №35а.
  • Приказ о присвоении статуса опорной (базовой) школы от 22 февраля 2011 года №64а (МОУ НОШ №52 присвоен статус опорной (базовой) школы по разработке и апробации методического сопровождения ФГОСНОО в 2011 г.).

Информационная поддержка в сети Интернет      www.standart.edu.ru

 

   В  основе  стандарта  лежит  общественный  договор – новый  тип  взаимоотношений  между  личностью,  семьей,  обществом  и  государством,  который  в  наиболее  полной  мере  реализует  права  человека  и  гражданина.  Этот  тип  взаимоотношений  основан  на  принципе  взаимного  согласия  личности,  семьи,  общества  и  государства  в  формировании  и  реализации  основополагающих  позиций  в  области  образования.

«Между  утвержденным  в  2004 г.  федеральным  компонентом  государственного  стандарта  общего  образования  (стандартом  первого  поколения)  и  федеральным  государственным  образовательным  стандартом  общего  образования  второго  поколения  существует  ряд  существенных  отличий.  Среди  них  есть  те,  которые  можно  отнести  к  разряду  определяющих  сущность  стандарта  второго  поколения.

 

Прежде  всего, изменилось  само  понимание  того, что  такое  стандарт.  Соответственно  изменились  и  компоненты  стандарта.  Раньше  под  стандартом  понимали  фиксированные  требования  к  уровню  подготовки  выпускников  и  обязательный  минимум  содержания,  освоение  которого  обеспечит  достижение  планируемых  результатов.  Эти  стандарты  заслуженно   называли  стандартами  содержания  образования.

 

Стандарт  второго  поколения  призван  регулировать  не  только  содержание  образования  и  планируемые  образовательные  результаты.  Стандарт  второго  поколения будет обеспечен  гарантиями  государства  относительно  того,  что  эти  образовательные  результаты будут  достигаться  в  условиях  определенной  информационно – образовательной  среды.  Ее  составляют,  прежде  всего,  педагогические  кадры, а  также  материально-техническое,  финансово-экономическое,  информационное  обеспечение.

 

У  стандарта  второго  поколения  есть  новые  функции.  Они  связаны  с  тем,  что  система  образования  получает  новые  приоритеты,  новые  задачи.  Новыми  функциями  стандарта  являются:  формирование  российской (гражданской)  идентичности;  гуманизация  образования  и  всей  школьной  деятельности;  обеспечение  сочетаемости, сопоставимости  российской  и  передовых  зарубежных  систем  общего  образования  и  др.» /ВИЦЕ-ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ  АКАДЕМИИ, АКАДЕМИК А.А. КУЗНЕЦОВ/

 

fgos_rebenok   Федеральный  государственный  образовательный  стандарт  начального  общего  образования (ФГОС НОО) является  нормативным  правовым  актом, разработанным и утвержденным  в  порядке, установленном  Правительством  Российской  Федерации.

 

Стандарт  представляет  собой  совокупность  требований, обязательных  при  реализации  основной  образовательной  программы  начального  общего  образования  образовательными  учреждениями,  имеющими  государственную  аккредитацию.

 

Стандарт включает в себя  требования  к  результатам  освоения  основной  образовательной  программы  начального  общего  образования;  к  структуре  основной  образовательной  программы  начального  общего  образования;  к  условиям  реализации  основной  образовательной  программы  начального  общего  образования.  Стандарт является  основой  объективной  оценки  уровня  образования  обучающихся  на  ступени  начального  общего  образования.

 

В  Законе  Российской  Федерации  «Об  образовании»  такая  структура  стандарта  закреплена  в  статье  7  «Федеральные  государственные  образовательные  стандарты».

 

fgos_roditelyamНормативный  срок  освоения  основной  образовательной  программы  начального  общего  образования  составляет  четыре  года.

 

Начальная  школа — особый  этап  в  жизни  ребёнка,  связанный  с  изменением  при поступлении  в  школу  ведущей  деятельности  ребёнка — с  переходом  к  учебной деятельности  (при сохранении значимости игровой),  с  освоением  новой  социальной позиции,  расширением  сферы  взаимодействия  ребёнка  с  окружающим  миром,  развитием потребностей  в  общении,  познании,  социальном  признании  и  самовыражении;  с принятием  и  освоением  ребёнком  новой  социальной  роли  ученика,  выражающейся  в формировании  внутренней  позиции  школьника;  с  формированием  у  школьника  основ умения  учиться  и  способности  к  организации  своей  деятельности;  с  изменением  при  этом самооценки  ребёнка;   с  моральным  развитием,  которое  существенным  образом связано  с характером  сотрудничества  со  взрослыми  и сверстниками, общением  и  межличностными отношениями  дружбы,  становлением  основ  гражданской  идентичности  и  мировоззрения.
Учитываются  также  характерные  для  младшего  школьного  возраста   (от 6,5 до 11 лет):
 центральные психологические новообразования, формируемые на данной ступени образования;  развитие  целенаправленной  и  мотивированной  активности  обучающегося,  направленной  на  овладение  учебной  деятельностью.

 

Целью  реализации  основной  образовательной  программы  начального  общего образования  является  обеспечение  планируемых  результатов  по  достижению  выпускником начальной  общеобразовательной  школы  целевых  установок,  знаний,  умений,  навыков  и компетенций,  определяемых  личностными,  семейными,  общественными,  государственными потребностями  и  возможностями  ребёнка  младшего  школьного  возраста,  индивидуальными  особенностями  его  развития  и  состояния  здоровья.

 

*При  реализации  основных  образовательных  программ  для  обучающихся  с  ограниченными  возможностями  здоровья  могут  быть  установлены  специальные  федеральные  государственные  образовательные  стандарты  (п. 5 ст. 7 Закона Российской Федерации  «Об  образовании»).   Нормативный  срок  освоения  основной  образовательной  программы  начального  общего  образования  для  детей  обучающихся  с  ограниченными  возможностями  здоровья  может  быть  увеличен  с  учетом  особенностей  психофизического  развития  и  индивидуальных  возможностей  детей  (в  соответствии  с  рекомендациями  психолого-медико-педагогической  комиссии).

 

Теперь  в  начальной  школе  ребенка  должны научить  не  только  читать,  считать  и  писать,  чему  и  сейчас  учат  вполне  успешно.  Ему  должны  привить  две  группы  новых умений.  Речь  идет,  во-первых,  об универсальных учебных действиях,  составляющих  основу умения  учиться:  навыках  решения  творческих  задач  и  навыках  поиска,  анализа  и интерпретации  информации.  Во-вторых,  речь  идет  о  формировании  у  детей  мотивации  к обучению,  о  помощи им  в  самоорганизации  и  саморазвитии.

 

 В основе ФГОС – деятельностно-компетентностный подход

 

¢Компетенция – с лат. – соразмерность, соответствие.

 

Разные определения:

 

 1. как готовность специалиста применять на практике полученные знания;

 

 2. как способность решать проблемы.

 

 

 

¢Компетентность : не «знаю, что», а «знаю, как»

 

 

 

Деятельностный подход отражен в целях и требованиях к результатам образования:

 

Цели образования -  не сумма «знаний, умений, навыков»(прежние стандарты), а  сформированные познавательные и личностные способности ученика

Требования к результатам образования: формирующаяся личность с набором компетенций, освоение учащимися «универсальных учебных действий».

Универсальные учебные действия

 Универсальные учебные действия - есть совокупность способов действий учащегося, которые обеспечивают его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений (умения учиться, делать осознанный выбор, решать реальные жизненные проблемы, быть конкурентноспособным и т.п

 Формирование универсальных учебных действий (школа) -  формирование ключевых компетентностей (социум) – через деятельностный подход .

Ключевые компетенции - опорная база стандартов (отражаются в предметных, метапредметных и личностных результатах образования.).

 
К  числу  планируемых  результатов  освоения  основной  образовательной  программы  отнесены:
•  личностные  результаты — готовность  и  способность  обучающихся  к  саморазвитию, сформированность  мотивации  к  учению  и  познанию,  ценностно-смысловые установки  выпускников  начальной  школы,  отражающие  их  индивидуально-личностные позиции, социальные  компетентности,  личностные качества;  сформированность  основ  российской, гражданской  идентичности;
метапредметные  результаты — освоенные  обучающимися  универсальные  учебные действия  (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
предметные результаты — освоенный  обучающимися  в  ходе  изучения  учебных предметов  опыт  специфической  для  каждой  предметной  области  деятельности  по получению  нового  знания,  его  преобразованию  и  применению.

 Предметная  часть  результатов  проверяется  на  уровне  индивидуальной  аттестации  обучающегося.  А  личностная  часть  является  предметом  анализа  и  оценки  массовых  социологических  исследований.  Это  отличие  стандартов  нового  поколения.  Результаты  разделили  на  те,  которые  относятся  к  конкретной  личности  и  те, которые  относятся  к  оценке  системы  образования  в  целом.

 

fgos_uchebnikiСодержание  основной  образовательной  программы начального общего образования формируется с учётом социокультурных особенностей и потребностей региона, в котором осуществляется образовательный процесс.

 

Основная  образовательная  программа  (ООП)  образовательного  учреждения  содержит  следующие разделы:
• пояснительную записку;
•планируемые  результаты  освоения  обучающимися   ООП  начального  общего  образования; 
• базисный  учебный  план  образовательного  учреждения;
• программу  формирования  универсальных  учебных  действий  у  обучающихся  на  ступени  начального  общего  образования;                                                                                                                                         • программы  отдельных  учебных  предметов,  курсов;                                                       

 

•программу  духовно-нравственного  развития, воспитания  обучающихся  на  ступени  начального общего образования;                                                                                                                                                      • программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;                                          

 

•программу коррекционной  работы;                                                                                                    

 

• систему  оценки  достижения  планируемых  результатов  освоения  основной  образовательной  программы  начального  общего  образования.

 

Важнейшей частью основной образовательной программы является учебный план образовательного учреждения, который содержит две составляющие: обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса, включающую, в том числе, внеурочную деятельность.

 

Внеурочная деятельность организуется в таких формах, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т. д.

  

При этом формы, средства и методы обучения, духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, а также система оценок, формы, порядок и периодичность их промежуточной аттестации определяются уставом образовательного учреждения и соответствуют требованиям Закона Российской Федерации «Об образовании», Стандарта и положениям Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

fgos_globusДля развития потенциала обучающихся, прежде всего одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья, могут разрабатываться с участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы, реализация которых должна сопровождаться поддержкой тьютора образовательного учреждения.

Учебная нагрузка и режим занятий обучающихся определяются в соответствии с действующими санитарными нормами.

Разработанная  образовательным  учреждением  основная  образовательная  программа предусматривает:
• достижение  планируемых  результатов  освоения  основной  образовательной  программы начального  общего  образования  всеми  обучающимися, в том  числе  детьми  с ограниченными  возможностями  здоровья;
• выявление  и  развитие  способностей  обучающихся,  в  том  числе  одарённых  детей,  через систему  клубов,  секций,  студий  и  кружков,  организацию  общественно  полезной деятельности, в  том  числе  социальной  практики,  с  использованием  возможностей образовательных  учреждений  дополнительного  образования  детей;
• организацию  интеллектуальных  и  творческих  соревнований,  научно-технического творчества  и  проектно-исследовательской  деятельности;
• участие  обучающихся, их  родителей (законных представителей), педагогических  работников и  общественности  в  проектировании  и  развитии  внутришкольной  социальной  среды;
• использование  в  образовательном  процессе  современных  образовательных  технологий деятельностного  типа;
• возможность  эффективной  самостоятельной  работы  обучающихся  при  поддержке тьюторов  и  других  педагогических  работников.

Образовательное  учреждение,  реализующее  основную  образовательную  программу начального  общего  образования,  обязано  обеспечить  ознакомление  обучающихся  и  их родителей (законных представителей)  как  участников  образовательного  процесса:
• с  уставом  и  другими  документами, регламентирующими  осуществление  образовательного процесса  в  этом  учреждении;
• с  их  правами  и  обязанностями  в  части  формирования  и  реализации  основной образовательной  программы  начального  общего  образования,  установленными законодательством  Российской  Федерации  и  уставом  образовательного  учреждения.

Права  и  обязанности  родителей (законных представителей) обучающихся  в  части, касающейся  участия  в  формировании  и  обеспечении  освоения  своими  детьми  основной образовательной  программы  начального  общего  образования,  могут  закрепляться  в заключённом  между  ними  и  образовательным  учреждением  договоре,  отражающем ответственность  субъектов  образования  за  конечные  результаты  освоения  основной образовательной  программы.

Родители  имеют  право  на  информирование  о  содержании  основной  образовательной  программы  начального  общего  образования;  на  информирование  о  результатах  выполнения  основной  образовательной  программы  начального  общего  образования школы и конкретно  своим  ребенком;  на  внесение  предложений, касающихся  изменений  образовательной  программы;  на  участие  в  определении  индивидуальной  образовательной  траектории  для  своего  ребенка;  на  консультативную  помощь;  на  апелляцию  в  случае  несогласия  с  оценкой  образовательных  достижений.

Родители  несут  ответственность  за  создание  благоприятных  условий  для  выполнения  домашней  работы; за  обеспечение  ребенка  средствами  для  успешного  обучения  и  воспитания. Совместно  со  школой  контролируют  обучение  ребенка.

Приказом   Министерства  образования  и  науки  Российской  Федерации  №   373 от 6.10.09г.  определено «ввести в действие с 1 января 2010 года федеральный государственный образовательный стандарт». 

Переход  на  новые  ФГОС НОО  в  образовательных  учреждениях   осуществляется постепенно, пошагово: 

2011-12 учебный год – все  1-ые классы образовательных  учреждений  начинают  учиться  по  новым стандартам;

2012-13 учебный год -  начинают – 1-ые  классы и  продолжают – 2-ые  классы;

2013-14 учебный год – начинают – 1-ые классы  и  продолжают -  2-ые  и  3-и классы;

2014-15 учебный год – начинают  – 1-ые классы  и  продолжают -  2-ые, 3-и  и  4-ые  классы  и т.д.

Федеральный  государственный  образовательный  стандарт  начального  общего  образования  призван  играть  важнейшую  роль  в  воспитании  высоконравственных,  творческих,  компетентных  и  успешных  граждан  России,  осознающих  ответственность  перед  обществом  и  нацией  за  настоящее  и  будущее  своей  страны.

 
О нормативных документах и условиях реализации ФГОС можно узнать на сайте Министерства Образования и Науки Российской Федерации по следующей ссылке: